Главная Статьи Великие мастера японской гравюры

Великие мастера японской гравюры

С начала XVII в. город Эдо (Токио) становится новой столицей, заменив Киото. В Эдо перемещается культурная жизнь, и самым известным видом искусства становится гравюра. Формируется новый жанр «укиё-э», который обозначает бренность и быстротечность бытия.

Согласно некоторым источникам, основоположником жанра укиё-э считается Хисикава Моронобу (около 1618–1694). В других говорится, что художник не был основоположником жанра, тем не менее он был первым крупным мастером укиё-э, чья биография сохранилась.

Особенностью гравюр периода Эдо считается внимательность к человеку и интерес к разным сторонам его деятельности. У того же Моронобу есть работы, чьи названия говорят сами за себя. Например, «100 изображений женщин этого бренного мира» или «Прачки», где художник изобразил женщин, занятых стиркой.

Хисикава Моронобу. «Прачки»

Источник: www.booksite.ru

Самыми известными сюжетами становятся бидзин-га и якуся-э. Суть бидзин-га заключается в изображении женщин, а якуся-э в изображении актеров театра кабуки. Чем обусловлена популярность именно этих сюжетов?

Бидзин-га — это изображение не просто женщин, а преимущественно обитательниц так называемых «зеленых кварталов», то есть увеселительных заведений, популярных в период Эдо (самым знаменитым кварталом был Ёсивара в Эдо). Но попадаются и изображения придворных дам, знаменитых красавиц и гейш.

Известен своими работами Андо Кайгэцудо (1671–1743), который изображал красавиц из чайных домов. Художник рисует женщину в пол оборот, голова ее наклонена, она как бы зовет смотрящего за собой. Героини его гравюр соответствовали канонами красоты того времени и были изображены схематично.

Кайгэцудо Андо. Куртизанка, стоящая с поднятой левой рукой

Источник: ru.wikipedia.org

Отличить на гравюре куртизанку от придворной дамы можно по ее наряду. Представительницы зеленых кварталов одеваются в яркие цвета — красный, синий или желтый, а ткань расписана узорами, цветами или птицами. Придворных дам изображают в кимоно приглушенных оттенков.

Если бидзин-га — это изображение женщин, детей и природы, то гравюры муся-э — это мужчины, одетые в доспехи («воины»).

Сюжетами якуся-э славится Тории Киёнобу (1664–1729). Актеры театра кабуки, а это были исключительно мужчины, изображались в той роли, которую они играли, то есть в соответствующем гриме и в костюме.

«Актеры Хаякава Хацусэ и Накамура Ситисабуро». Тории Киёнобу

Источник: www.5arts.info

Изменения в стилистике гравюр произошли благодаря творчеству Судзуки Харунобу (1724–1770). Именно этот художник, который использует мягкие цвета и изящные линии, подталкивает укиё-э к своему расцвету.

Китагава Утамаро (1753–1806)

Китагава Утамаро

Источник: www.vocidellopera.com

Художник так же, как и его предшественник Кайгэцудо, рисует обитательниц чайных домов. Среди известных работ Утамаро: «Десять типов женских лиц», «Знаменитые красавицы Эдо», «Гребень». Его героини отличаются от более ранних женских образов на гравюрах. Уже более четко видны лица и эмоции девушек.

Кацусика Хокусай (1760–1849)

Кацусика Хокусай. Храм Хонгандзи в Асакусе

Источник: regnum.ru

Пожалуй, наиболее известный миру японский художник. Считается основоположником жанра пейзажной гравюры. Если до него пейзаж, как правило, играл роль фона для происходящих на переднем плане событий, то Хокусай вывел пейзаж на место главного героя гравюры. Многие сразу вспомнят его работу «Большая волна в Канагава». Но важно упомянуть и другие: «36 видов горы Фудзи» и «100 видов горы Фудзи». Мотивами творчества Хокусая являются прославление природы и слияние с ней человека.

Утагава Хиросигэ (1797–1858)

Улочка в Ябукодзи у подножия горы Атаго. Утагава Хиросигэ

Источник: ar.culture.ru

Хиросигэ также работал с классическими сюжетами укиё-э, он изображал актеров театра кабуки и красивых женщин, но более известен как художник снега и тумана. Особое значение для историков имеет его серия работ «Сто знаменитых видов Эдо», в которой Хокусай изобразил столицу Японии такой, какая она была в XIX веке, а также «53 станции Токайдо».

Источники:

Куранова А.В. Образ человека в японской гравюре XVIII-XIX вв. Искусствознание и педагогика диалектика. Взаимосвязи и взаимодействия. Материалы VIII Международной межвузовской научно-практической конференции. Научные редакторы: С.В. Анчуков, О.Л. Некрасова-Каратеева. 2020, с. 47-51.

Агафонова С.В. образ женщины в японской гравюре как репрезентация синтоистской мифологии. Диалоги о культуре и искусстве. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 40-летию со дня основания Пермского государственного института культуры. 2015, с. 73-83.

© KITSUNE,
2021.
 Все права защищены
cartarrow-up
0
    0
    Корзина
    Корзина пустаВернуться