Главная Статьи Пять корейских «Робингудов»

Пять корейских «Робингудов»

Первый азиатский «Робингуд», который прокатился еще по советским (тогда) экранам, был фильм, снятый в КНДР, - «Хон Гиль Дон» («Парень со свирелью»). Он производил ошеломляющее впечатление – и необычными пейзажами Кореи, и необычной одеждой персонажей, и удивительным юношей, который бил врагов и свирелью, и пальцами, и ногой, и волосами, заплетенными в косу…

Вообще, признаюсь, я стараюсь не пропускать ни одного «робингудовского» сюжета, поэтому все Хон Гиль Доны в различных киновоплощениях (и все Иль Чжи Мэ) были отсмотрены и положены в копилочку.

В какой-то момент мое представление о «робингудовской» теме в азиатском кино буквально перевернулось с ног на голову. В одной дораме персонаж (причем женского пола) печально произносит: «Я просто как Хон Гиль Дон». Стоп, какой из тебя Хон Гиль Дон, женщина? Ты работаешь в офисе и вовсе не занимаешься тем, чтобы отбирать у богатых и отдавать бедным. Проясни-ка ситуацию!

На самом деле в образе Хон Гиль Дона в первую очередь важно не то, что он грабит плохих и наделяет деньгами и едой хороших, - главное в нем то, что он незаконнорожденный сын, сын наложницы, и «не смеет называть отца отцом, а брата – братом». Вот что главное, а вовсе не причинение справедливости в особо крупных масштабах!

Грабительская деятельность – всего лишь сопутствующее обстоятельство, а в основном этот герой занят тем, что ищет свое место в жизни. И зачастую не находит, поэтому вынужден (как Хон Гиль Дон из книги Хо Кюна) уплыть за море и Где-то-там создать идеальное (утопическое) государство.

1. «Хон Гиль Дон» - КНДР, 1986 год, полнометражный.

Не могу не начать с этого фильма, потому что он прекрасен! Он наивен и полон веры в чудеса – как старые советские сказки, вроде «Золотых рогов». Там очень обаятельные персонажи, начиная с главного героя, доброго юноши, готового прийти на помощь всякому, кто нуждается, и заканчивая мудрым наставником. Красивые пейзажи и отлично поставленные, «хореографические», бои. Для кого-то этот фильм – ностальгия, для кого-то – просто приятное впечатление. Фактически это классика.

2. «Бунтарь – вор, укравший народ», ЮК, 2017 год, 30 серий.

В главной роли – Юн Гюн Сан. Это мой любимый сериал про Хон Гиль Дона. Здесь авторы несколько отошли от истории сына наложницы, они обратились к другому старому и довольно жуткому фольклорному сюжету о «Могучем Ребенке» - о ребенке, который в определенных обстоятельствах превращается в непобедимое, нечувствительное к боли чудовище. Такие дети не выживают, но наш герой, рожденный в семье очень хитрого раба, выжил и стал главарем разбойников. В этом сериале потрясающие актерские работы, великолепная музыка и нет ни одного сюжетного провисания. Отдельно хочу сказать о Юн Гюн Сане. Он довольно долго играл «пятого стражника в шестом ряду», потом блеснул в роли второстепенного, но уже достаточно заметного персонажа в «Пиноккио» и затем – в сагыке «Шесть летающих драконов». Когда стало известно, что ему поручена роль Хон Гиль Дона, стали говорить: мол, сыграть народного героя – это фактически могила, это как сыграть Иисуса. Но такого Хон Гиль Дона мы никогда не видели… Молодой актер играет чудовище, великана и вместе с тем доброго, простодушного, хитроватого парня, и эти ипостаси уживаются в одном человеке так органично, словно такое на самом деле может быть.

3. «Хон Гиль Дон – Легенда о честном воре», ЮК, 2008 год, 24 серии.

В главной роли Чан Гын Сок. Вынуждена признаться: это единственная (пока что) дорама про любимого героя, которую я не люблю. В ней много балагана, много шуток, основанных на осовременивании каких-то вещей (современные танцы в Чосоне, например). Но у дорамы есть поклонники, отдельно выделяют очень адекватную и интересную героиню, а кроме того – там ярко, динамично и красиво.

Здешний Хон Гиль Дон – внебрачный сын некоего господина, который глушит печаль походами по кабакам. Затем в какой-то момент он спотыкается об умирающего мужчину, который вручает ему посох гильдии воров. А вместе с посохом на голову лоботряса падают и проблемы… В дораме будут и бедствия народные (куда же без них), и интриги, и сложности, но она до конца сохраняет комедийный элемент.

4. «Возвращение Иль Чжи Мэ» - ЮК, 2009 год, 24 серии.

В главной роли – Чон Иль У. Иль Чжи Мэ – это персонаж китайский, но в каком-то отношении он тоже является «Робингудом», это благородный разбойник. Его отличительная черта – он «для форсу бандитского» оставляет цветочек сливы на месте ограбления, как бы свою метку. Сюжет восходит к повести эпохи Мин «Проделки Праздного Дракона». Но оттуда взято очень немногое, буквально – цветочек сливы и имя персонажа.

Иль Чжи Мэ в исполнении очень юного на тот момент Чон Иль У – это трепетный меланхолик, юноша-полуребенок, который фактически проклят: все, к чему он прикасается, превращается в прах. Поначалу он пытается нести добро другим людям, но потом понимает, что следует для начала преодолеть проклятие своего рождения. Дорама снята очень эстетно, многие кадры выстроены буквально как картины, в ней много ярких персонажей и отчетливый, умный сюжет. Действие перенесено в Корею в совершенно определенный исторический момент, и это добавляет истории достоверности.

5. «Иль Чжи Мэ», ЮК, 20 серий, 2008 год.

В главной роли – Ли Джун Ки. Здесь история начинается с того, что королю сообщают о пророчестве – мол, в Чосоне взойдет «новое солнце», поэтому надо быстро истребить ту семью, где это «солнце» взойдет, дабы не плодить конкурентов. Естественно, тот ребенок, о котором было пророчество, уцелел, но потерял память. Он растет в обычной крестьянской семье и, став взрослым, начинает восстанавливать справедливость привычным робингудовским способом. Затем он выясняет правду о себе и идет от злодея к злодею, пока перед самым главным злодеем, королем, его карающая рука не опускается. Сериал очень красивый, динамичный и яркий, главный герой, сыгранный молодым Ли Джун Ки, ослепительно красив.

Две дорамы – «Возвращение Иль Чжи Мэ» и «Иль Чжи Мэ» - часто сравнивают. Один и тот же персонаж, примерно в одно и то же время сериалы были сняты. Но одна дорама не есть продолжение другой, они вообще не пересекаются. В «Возвращении» герой – тормозной меланхолик, в просто «Иль Чжи Мэ» - бешеный холерик. Сюжеты тоже разные. Общее у них – только очень далекая литературная основа и «робингудовская» тематика с веточкой цветущей сливы.

Кстати, существует еще один «Иль Чжи Мэ» - 1993 года, ЮК, 8 серий, с Чан Дон Гоном в главной роли, но она недоступна для просмотра.

Кроме того, были экранизации в семидесятые годы, которые в принципе уже на уровне легенды.

Корейские экранизации дают нам возможность увидеть одного и того же персонажа совершенно разными глазами. Во-первых, Хон Гиль Дон – это в первую очередь не разбойник, как мы привыкли думать, а человек, страдающий из-за обстоятельств своего рождения. Во-вторых, очень разные Хон Гиль Доны и очень разные Иль Чжи Мэ дают нам широчайший выбор. Это особенный мир «разбойничьего рая», доступ в который открыт каждому зрителю.

Елена Хаецкая

© KITSUNE,
2021.
 Все права защищены
cartarrow-up