Top.Mail.Ru
Главная Статьи Невесты по фотографии

Невесты по фотографии

«как тысячи японских женщин уезжали на гавайские плантации в надежде обрести лучшую жизнь, вступая в брак с мужчинами, которых никогда не видели».

В начале ХХ века для простой японской девушки из бедной семьи переезд на Гавайи представлялся возможностью начать новую жизнь, вырвавшись из скованной сословными порядками Японии. Деревенские, побывавшие на Гавайях, рассказывали об этих островах как о рае, тем не менее для японских эмигранток реальность заключалась в каждодневной изнурительной работе на сахарных и ананасовых плантациях, уходе за детьми после долгих рабочих смен и насилии в браке. Чаще всего эти девушки, только переставшие быть подростками, уезжали на Гавайи, вступая в брак в качестве так называемых «невест по фотографии». Их истории трагичны, при этом они поражают силой духа своих героинь. С чем же пришлось столкнуться тысячам японок далеко от дома и какие судьбы их ждали?

Начало японской иммиграции на Гавайи

Падение сёгуната Токугава и начало эпохи Мэйдзи с её вестернизацией открыли дорогу выходцам из бедных семей в страны с более развитой экономикой, где они могли устроиться по контракту на плантациях или на стройках. В то время экономика Японии была в плачевном состоянии, а заграничные предприниматели нуждались в рабочей силе, так что контрактный труд мигрантов сулил процветание для обеих сторон. Японским рабочим было проще всего поехать на Гавайи, которые находились относительно близко от Японии и на которых процветал бизнес по выращиванию сахарного тростника и ананасов.

До 1898 года существовало независимое королевство Гавайи, однако его плантации в основном принадлежали американским предпринимателям. Позже США аннексировали Гавайи, и тогда на эти острова стало распространяться американское законодательство, проникнутое расовой нетерпимостью. США пытались бороться с иммиграцией на Гавайи из стран Восточной Азии, и в 1907 году США и Япония заключили так называемое «Джентльменское соглашение», согласно которому Япония закрывала иммиграцию в США для своих граждан, при этом уже проживающие на территории США японцы не подвергались сегрегационной политике. Тем не менее, в этом соглашении оставалась лазейка: в страну можно было иммигрировать на основании воссоединения семьи. Этим пользовались, с одной стороны, японские рабочие на плантациях, а с другой — семьи девушек, стремившиеся, грубо говоря, «продать» своих дочерей повыгоднее за «перспективных» женихов и избавиться от лишнего рта в семье.

Свадьба на расстоянии

С точки зрения современности феномен «невест по фотографии» кажется достаточно необычным, ведь непонятно, как можно заключить брак с человеком, которого ты никогда не видел, и уж тем более поехать с ним жить в другую страну. Тем не менее, в Японии начала ХХ века договорные браки через обмен фотографиями были не редкостью даже вне контекста эмиграции.

В то время существовала сегрегация молодых людей по признаку пола: считалось, что юношам и девушкам вне брака нельзя ни смотреть друг на друга, ни разговаривать, и поэтому отправка фотографий была удобным способом представить потенциальных супругов без их личного контакта. Более того, фотография стоила дорого, поэтому хорошо сделанное фото демонстрировало статус семьи и её готовность к браку с конкретным человеком.

Браки чаще всего организовывались родителями будущих супругов через посредника. Для женихов искали невест из их родных префектур, и посредники перебирали разные варианты для создания пары. У девушки, когда семья ставила её перед необходимостью вступить в брак с тем или иным человеком, не было выбора, как такового: всё решалось за неё. Перед отъездом заключался брак без личного присутствия жениха, который состоял в проведении обрядов и внесении новоиспечённой жены в родовое дерево семьи мужчины.

После этого невеста покидала родной дом и ожидала получения американской визы в доме родителей мужа. Ей нужно было показать себя хорошей хозяйкой, и это было непросто, поскольку родственники мужчины зачастую были очень требовательны. Когда виза была готова, девушка возвращалась к родителям, прощалась с ними и отбывала на корабле на Гавайи.

Неоправданные надежды

Расставание с родителями и прощание с родной деревней давалось тяжело. Совсем юным девушкам, ничего не знавшим о мире за пределами родной префектуры, предстоял путь через всё море в другую страну, и они не могли даже представить, что их ждёт там, на чужой земле. Девушки надеялись, что будут жить лучше, чем в родной деревне, и поэтому для них становилось шоком видеть по приезде в США хлипкий, сделанный наскоро и задёшево дом на территории плантации, в котором отныне им полагалось жить. Они были напуганы и растеряны, но времени пережить перемены у них не было, поскольку вскоре после прибытия они начинали работать в полях.

Какой была их жизнь на Гавайях?

Те, кто рубил тростник или собирал ананасы, ежедневно занимались тяжким трудом под палящим солнцем. Рубка сахарного тростника — непростая работа. Его стебли тяжёлые, а листья режут руки так, что они воспаляются и ужасно болят. Сбор ананасов тоже был тяжёлым. Эти женщины работали от рассвета до заката и получали за свою работу сущие копейки. Некоторые женщины работали как общие повара или прачки, что оплачивалось ещё более скромно. Работа прачкой в те времена тоже была тяжёлой, ведь женщинам приходилось вручную стирать килограммы белья, испачканного въевшимся тростниковым соком и грязью, на что уходили часы. Они гладили бельё, разжигая угли в металлическом утюге. Он весил много, и обжечься им было очень легко.

Даже по возвращении домой работа не заканчивалась. Женщины занимались детьми, стирали и шили вещи для своих мужей, готовили ужин на открытом огне на подобии кухни без пола. Из-за того, что даже после смены женщинам надо было заботиться о семье, они очень мало спали: для них было нормой вставать около трёх часов ночи и сразу же начинать готовить. Рабочие подписывали контракт и надеялись вернуться в Японию спустя пару лет, но обычно им не удавалось заработать как следует, и они оставались работать на плантациях долгие годы, как и их жёны.

Непростой брак

Отдельного внимания заслуживает то, как эти женщины справлялись с беременностью и воспитанием детей. Они, как правило, рожали самостоятельно, без врачебной помощи, поскольку в лагерях при плантациях не было специализированного медицинского обслуживания. Рожали много, насколько хватало здоровья: у одной женщины могло быть по шесть — восемь детей. Разумеется, уход за детьми целиком ложился на плечи этих женщин. Матери брали своих детей на работу в поля, поскольку оставить их было не на кого. Те, у кого была такая возможность, отправляли маленьких детей в Японию, а когда те подрастали, забирали их обратно, чтобы они работали и помогали семье.

Отношения между супругами складывались по-разному. То, что супруги не были знакомы между собой до брака, не было в новинку для Японии, только ставшей отходить от феодальных устоев. Но разница с привычными договорными браками состояла в том, что девушка уезжала в другую страну, где у неё было меньше возможностей защитить себя от насилия со стороны мужа, поскольку вся её родня оставалась далеко в Японии, а за помощью обратиться было совершенно не к кому. Брак многих «невест по фотографии» обернулся трагедией: их мужья были жестоки, пили или проигрывали и без того скромные сбережения в азартных играх.

Они страдали от побоев, и когда у них появлялись дети, никто не мог защитить их, кроме матерей. Были женщины, которые выплачивали долги супругов вместо них: несмотря на то, что женская работа в полях оплачивалась ниже мужской, эти женщины пытались самостоятельно скопить хоть какие-то деньги на выплату долгов. Кто-то пытался поймать любую возможность вернуться в Японию или расторгнуть брак, а кто-то — мирился с этой невероятно тяжёлой жизнью из страха за себя и детей, стыда и чувства безысходности. И всё же были женщины, брак которых можно назвать счастливым, с учётом обстоятельств, в которых они оказались. Они полюбили супругов, прожили с ними долгие годы, вырастили детей и смогли действительно найти способ жить лучшую жизнь.

Как же сложилась судьба «невест по фотографии» в дальнейшем?

Семьи, которые решили остаться на Гавайях, как правило, смогли накопить денег на покупку постоянного жилья. Чаще это были скромные дома, которые были очень дороги их хозяевам — людям, трудившимся не покладая рук ради того, чтобы сделать это место своим комфортным домом. Никкэй — выходцы из семей японских эмигрантов — сейчас составляют большую долю населения Гавайев: как правило, это потомки работников плантаций. Они относятся к своим предкам, работавшим без устали, с большим уважением.

Приехавших на Гавайи женщин ждали разные судьбы. Некоторые из них вернулись в Японию, некоторые стали жертвами проституции, некоторые терпели насилие, а некоторые смогли жить счастливо в браке, несмотря на тяжелую жизнь. Определённо, резать руки тростником изо дня в день было не похоже на то, о чём они мечтали, но они держались, чтобы выжить и обеспечить своих детей. История каждой «невесты по фотографии» уникальна, и эти женщины заслуживают того, чтобы их помнили.

Kitsune — это не только языковая школа, а это целая семья, объединенная любовью к азиатской культуре:  уникальное кафе, k-pop танцевальные курсы и бренд одежды LinRay.
© KITSUNE,
2025.
 Все права защищены
Kitsune cartcrossarrow-up
0
    0
    Корзина
    Корзина пустаВернуться