Главная Статьи Кто такой сарариман: от успешной жизни к «кароси»

Кто такой сарариман: от успешной жизни к «кароси»

У нас уже вышел текст про корпоративную культуру Южной Кореи. Мы решили продолжить разговор об офисных сотрудниках стран Азии и раскрыть японское понятие «сараримана» и рассказать про то, как живется «белым воротничкам» в Японии.

Япония является одной из развитых в экономическом отношении стран мира. Среди факторов быстрого экономического роста Японии после Второй мировой войны исследователи называют интерес к стране со стороны США, а также сильно мотивированная рабочая сила. Кто двигает экономику Страны восходящего солнца?

Сарариман как образ успешного человека

Двигающей силой экономического развития Японии стали так называемые «сарариманы» (от английского слова «salaryman»), то есть типичные офисные сотрудники, наемные работники в корпорации.

Система управления в японских компаниях сформировалась в 1960-е годы. Она обладает следующими характеристиками:

  • Найм сотрудников на длительный срок, вместе с чем сотрудник получает доступ к своевременному повышению квалификации, возможность карьерного роста, повышение заработной платы в зависимости от стажа работы. 
  • Найм вчерашних выпускников университетов, которые еще не успели получить опыт работы в других компаниях и являются «чистым листом».
  • Гарантия долговременной занятости в обмен на переработки, укороченный отпуск, перевод в другой город и так далее.

Такая системы пожизненного найма предлагала молодежи в качестве модели успешной жизни — карьеру сараримана и путевку в средний класс. Упорный труд, поступление в престижный университет и отличные отметки открывали для молодого человека (чаще всего это были мужчины) дверь в особый мир, мир стабильной работы, уверенности в своем будущем.

Сараримана характеризуют как «самурая в костюме». Его отличительной чертой является жертвенность — он жертвует собственной жизнью ради работы и, в целом, ради блага страны. Он задерживается после окончания рабочего дня и часто работает в выходные, он готов к командировкам и переезду.

Падение сараримана

В 90-е годы Япония столкнулась с экономическим кризисом. Темпы экономического развития снизились, компании больше не могли позволить себе поддерживать ту же повозрастную систему повышения заработной платы, при которой самые высокие зарплаты выплачивались в зависимости от возраста сотрудника, а не его результативности. Кроме того, само общество в Японии постарело, сократилось количество представителей молодежи, компания уже не могла держаться на плаву за счет низких зарплат выпускникам университетов, и из-за старения рабочей силы много средств утекало на зарплату.

Кроме того, изменилась японская молодежь. Как и в Южной Корее, как и во многих других развитых странах, на смену старому поколению пришло новое — со своими взглядами на жизнь и своим отношением к работе. Молодые люди больше не живут, чтобы работать. Если их родители разделяют такую ценность, как коллективизм, то они сами, в первую очередь, руководствуются личными целями и предпочтениями при выборе места работы. Новое поколение стремится реализовать себя и, в то же время, ищет баланс между работой и отдыхом.

К тому же образ жизни саларимана стал приводить к самоубийствам или «кароси» (термин, обозначающий внезапную смерть на работе от усталости и переутомления).

Все эти факторы ослабили систему пожизненного найма и, как следствие, привели к отказу от положительного образа саларимана, который отныне не является моделью успешной жизни.

Образ сараримана часто встречается в японской поп-культуре. Вся его жизнь вертится вокруг работы, он уважает вышестоящих и выполняет все их приказы. Сарариман эмоционально связан со своими коллегами, он выпивает с ними после работы или ходит в караоке, чтобы снять стресс, а также потому, что ему комфортнее всего в обществе коллег, он не испытывает желания жить иной социальной жизнью. Несмотря на свою работоспособность и добросовестность, сарариман не обладает инициативностью и креативностью, он, как правило, не конкурентоспособен.

Источники

Лебедева И.П. Идеология пожизненного найма и её влияние на современное японское общество. Ежегодник Япония. 2018. № 47. С. 126-148.

Хабарова А.Д., Стрелкова Е.Ю. Сарариман в культуре Японии. В сборнике: Межкультурный диалог в пространстве стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Материалы III Международной студенческой научно-практической конференции. Хабаровск, 2020. С. 45-50.

© KITSUNE,
2021.
 Все права защищены
cartarrow-up
0
    0
    Корзина
    Корзина пустаВернуться