Главная Статьи Китайский веер: история, изготовление и применение

Китайский веер: история, изготовление и применение

Веер занимает важное место в традиционной китайской культуре. В древние времена веер возник и использовался по прямому назначению — спасал от изнуряющей жары. Но вскоре он обрел символическое значение: показывал статус его владельца, использовался в ритуалах. А мастера по всему Китаю создавали уникальные веера из разных материалов и элементов декора.
Прототипом веера послужило опахало (или «чжан шань») — предмет из листьев или перьев. Первые веера также создавались из этих материалов и применялись исходя из тех же целей. Однако вскоре этот аксессуар начал обрастать символическими значениями и стал вещью не столько утилитарной, сколько культурной.

Например, веер мог указывать на статус его владельца. У правителей были разные веера: «гунн шань» (дворцовый), «веер умин» (церемониальный, или эскортный). Веера на длинной ручке считались веерами для низшего сословия, так как они использовались слугами, которые закрыли своих господ от солнца. А затем такие веера проникли в обмундирование императорского караула. Круглые веера были аксессуарами молодых девушек — ими закрывали лица.

Вхождение веера в китайскую культуру позволяло развивать разные техники создания вееров, использование разных материалов, конструирование разных форм.

Китайский веер

Фото: mymodernmet.com

Используемые материалы

Популярными материалами для создания веерного экрана в Китае служили: пальмовые листья, перья, бамбук, ткань и бумага. Первые веера создавались из пальмовых листьев. Затем стали изготавливаться веера из разноцветных длинных перьев хвоста фазана («чжи вэй») — их использовали знатные люди. Они сменились полукруглыми веерами из тонких бамбуковых лучин. На следующем этапе истории изготовления вееров место материала занял шелк, который назывался «ци вань».

Для остова веера применяли бамбук, слоновую кость, тростник, сандаловое дерево, черепаховый панцирь, раковины моллюсков. Сегодня широко используют слюду, пластик, металл.

Изготовление китайского веера

Для создания остова веера сначала выбирается материал, затем он обрезается. Заготовки, соответствующие эскизу веера, вывариваются в горячей воде, сушатся на солнце, затем сушатся на медленном огне. После придания формы вееру начинается стадия оформления его внешнего вида: части остова полируются и лакируются, из техник декорирования используются резьба и инкрустация. И наконец, пластины собираются в единый остов.

Китайский веер

Фото: chinaonlinemuseum.com

Экран веера создается по схожей формуле. Подбирается материал, вырезается трафарет, к декору готовится шелк или бумага. Затем их либо расписывают, либо гравируют, либо вышивают на них узор. Материал приклеивают (а в случае со складным веером ткань или бумагу преломляют на пластины), обрезают по форме и обрабатывают края.

Появление различных техник, использование разных материалов и элементов декора вывело изготовление веера в область создания произведений искусства. По всей стране мастера изготавливали собственные уникальные веера, используя для декора сюжеты и образы, свойственные их родному региону. Это формировало региональные признаки, по которым можно было определить происхождение того или иного веера. Например, пекинские мастера вырезали на остове летящего дракона и танцующего феникса.

Китайский веер

Фото: chinaonlinemuseum.com

Символическое значение веера в Китае

По легенде, веер сыграл ключевую роль в концепции фэн-шуй. Согласно историческим источникам, монах Цзигун постоянно носил с собой веер из бамбука и применял его для изменения сущности вещей. Монах странствовал вместе со своим веером и, где бы он ни был, он всегда находил себе дом, помогал бедным, поддерживал слабых. Так, веер стал символом доброты и порядочности. Кроме того, слово «веер» в китайском языке является омонимом к слову «добродетельность». С легкого взмаха веера Цзигуна, этот предмет стали использовать в качестве символа, изгоняющего зло и поддерживающего гармонию. С тех пор существует традиция вывешивать веера на порог, чтобы отгонять злых духов и горести от дома.

Источники:

  • Цинь Л. Влияние конфуцианства и даосизма на искусство китайского веера. В сборнике: Культура. Наука. Творчество. XIII Международная научно-практическая конференция, посвященная 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Сборник научных статей. Редколлегия: А.А. Корбут [и др.]. 2019. С. 526-531.
  • Цинь Л. Материалы и технологии создания китайского веера. В сборнике: Культура. Наука. Творчество. ХI Международная научно-практическая конференция: сборник научных статей. 2017. С. 574-578.
  • Цинь Л. Символика веера в китайском учении фэн-шуй. Гуманитарный трактат. 2018. № 25. С. 45-47.
© KITSUNE,
2023.
 Все права защищены
Kitsune cartarrow-up
0
    0
    Корзина
    Корзина пустаВернуться