Мы уже писали о том, как появился k-pop. А теперь попробуем разобраться, как он завоевал мировую аудиторию.
K-pop дерзко смешивает разные жанры. Поп, электронная музыка, хип-хоп 90-х. Такая коллаборация стилей встречается даже внутри одного альбома, потому что нередко в нем могут собрать произведения сразу десятка разных авторов. Чаще всего музыку пишут не сами айдолы, компания делает это за них. А иногда покупает песни у западных композиторов. На каждый жанр есть своя аудитория, возможно поэтому у кей-попа она такая большая — своей эклектикой он привлекает самые разные группы слушателей.
Кей-поп — это не музыка в чистом виде, это проект. Каждое выступление — это шоу, в котором важно сочетание всех составляющих: одежда (блестящие костюмы, сшитые специально для концерта), макияж, хореография, декорации. Но одной линии стиля нет у большинства групп. Концепция меняется от одного альбома к другому, потому что лейблы отслеживают тренды и, исходя из ситуации на рынке, меняют имидж исполнителей и музыку. В качестве шоу выступают не только концерты. Фанаты получают возможность следить за будущими звездами еще с этапа формирования группы. В Южной Корее популярны передачи, в которых те, кто хочет стать айдолом, борются за выживание. Поэтому некоторые считают, что кей-поп не столько музыкальный феномен, сколько феномен клиповой культуры, мультимедийный феномен.
YouTube стал основной площадкой для продвижения кей-попа. Здесь музыкальные группы бьют все рекорды по просмотрам. Основными фанатами жанра являются представители поколения Z, это цифровые люди, которые не смотрят телевизор, в их руках — смартфон. Большую часть видеоконтента они получают именно с YouTube. Сейчас на канал Blackpink подписано почти 54 миллиона пользователей. А на BTS — более 41 миллиона. Помимо просмотра клипов и других видео с айдолами, фанатское комьюнити использует площадку и для развития собственных блогов о кей-попе. Например, они снимают свои реакции на клипы, распаковку альбомов. А в своих видео на английском языке они учат зарубежных фанатов понимать смысл наиболее сложных текстов песен, объясняют свою культуру.
Кстати, среди фанатов кей-попа не только зумеры. Комьюнити достаточно разнообразное и по возрасту, и по этнической принадлежности, фандом открыт, толерантен, тем и популярен. А еще у фанатов кей-попа совсем другая культура. Фанатеть для них не равно влюбиться. Фанатеть — это проявлять заботу о любимом артисте. Они вкладывают деньги в их развитие. Некоторые из фанатов берут на себя обязанности пиарщиков, они носят с собой профессиональные камеры, на которые записывают концерты. Такая техника стоит дорого, плюс это большая работа по обеспечению контентом всей остальной аудитории. Этим чаще занимаются не школьники, а офисные сотрудники от 20 до 30 лет.
Сами айдолы подпитывают фанатское сообщество постоянным взаимодействием. Они делают прямые трансляции, на которых едят и болтают друг с другом. Постят в соцсетях бэкстейджи, отвечают на комментарии.
Вслед за Японией Южная Корея политикой мягкой силы стала распространять свою культуру на Запад. В конце 90-х президент Южной Кореи Ким Йон Сам пришел к выводу, что будет хорошо заработать на фильмах и сериалах. Министерство культуры начало поддержку национальных производителей. Снимались дорамы, запустилось финансирование музыкальной индустрии. Культура Южной Кореи развивалась и «экспортировалась» за рубеж. В последнее время исследователи стали называть это явление «новой корейской культурной волной».