Аниме, созданное студией «Гибли» и Хаяо Миядзаки, в свое время заинтересовало не только кинокритиков и зрителей, но и исследователей, которые начали искать прообразы персонажей в фольклоре и мифы, лежащие в основе сюжета. Читайте о мифических историях и существах, которые трансформировались и обрели новое значение в «Унесенных призраками».
Тихиро — девочка, затерявшаяся в мире фантастических существ, которая пытается спасти своих заколдованных родителей. История Тихиро во многом схожа с историей Персефоны из мифа о похищении Персефоны Аидом. Он рассказывает о дочери Диметры и Зевса, Персефоне, которую отец отдал замуж за своего брата, властителя подземного мира, Аида. На это указывает ряд совпадений. Подруги Тихиро дарят ей на прощание букет цветов, Персефона также собирала цветы с подругами, когда Аид похитил ее. В этот момент поднялся сильный ветер, который сопровождал и Тихиро на ее пути через портал в мир духов. Следующей отсылкой является река, через которую лежал путь Тихиро. Именно река отделяет также царство Аида. Кроме того, в мир духов Тихиро попадает вместе со своими родителями, превратившимися в свиней, и именно с этими же животными Персефону поглощает земля.
Перевоплощение родителей Тихиро в свиней можно рассмотреть с точки зрения индуизма. Согласно индуистской религии, родители Тихиро получили воздаяние за свои поступки, которые нарушили закон о восхождении души. За это они превратились в животных, показанных очень грязными и незнакомыми с чувством меры. По понятиям древнегреческой философии, несоблюдение меры нарушает закон гармонии и ведет к разрушению души.
Злая ведьма, которая превратила родителей Тихиро в свиней. В ней, конечно же, угадывается образ горной ведьмы Ямаубы. Юбаба тоже высоко забралась — она живет на самом верхнем этаже купален в мире призраков. Горы, в свою очередь, тоже играют роль входа в иной мир в мифологическом сознании. Вдобавок, Юбаба так же, как и Ямауба, имеет не по годам огромного и сильного ребенка. Сына Юбабы зовут Бо, а сына Ямаубы — Кинтаро. Их отцы неизвестны и не упоминаются, а матери одинаково сильно заботятся о своем ребенке. У малышей тоже есть общий элемент одежды: Бо и Кинтаро носят одинаковые традиционные красные фартучки харахакэ с первым иероглифом своего имени.
В противоположной стороне от Юбабы, то есть под купальнями, живет Дедушка Камадзи, старичок с множеством длинных рук, усами и добрым сердцем. Он напоминает Цутигумо, чье имя дословно переводится как «земляной паук». Паук имеет символическое значение в Японии — он считается символом трудолюбия и таланта. И действительно, Дедушка Камадзи беспрерывно работает в котельной. Кроме того, в древних письменных памятниках Японии словом «цутигумо» называли врагов действующей власти. Это дополнительно раскрывает образ Дедушки Камадзи, который помогает Тихиро идти наперекор Юбабе, то есть той самой действующей власти.
Это высокое призракоподобное существо, у которого маска вместо лица. Одним из прообразов Безликого мог стать оборотень Ноппэрапон. Его описывают как гладкий шар без носа, без глаз и без рта. Он, как и Безликий, мог видоизменяться, принимать, например, облик людей. Вторым прообразом этого персонажа мог стать «Оборотень из старого храма», который, как и Безликий, протягивал к человеку руки с тем, чего тот желал, как бы соблазняя его.
Хаку – дракон янтарной реки, который способен перевоплощаться в человеческое обличие. Почти весь фильм Хаку остается таинственным персонажем, который безвозмездно помогает Тихиро. Истоки образа Хаку можно найти в «Легенде о драконьей жемчужине». Она рассказывает о молодом пастухе по имени Ча, который нашел жемчужину. Он принес ее домой и положил ее в чашу с рисом, которая с тех пор всегда оставалась полной, сколько бы риса не съели. Затем он положил жемчужину к деньгам. Эффект был тот же. Это сильно изменило Ча, он стал жадным и злым. Пастух не хотел делиться жемчужиной с другими, поэтому положил ее в рот и ушел в лес. Там он заснул, а когда проснулся, понял, что проглотил жемчужину. Испытывая сильную жажду, Ча побежал к реке напиться. Ударила молния и Ча превратился в белого дракона, который взмыл ввысь.
Тем не менее в «Унесенных призраками» Хаку выполняет роль доброго дракона. Он оберегает Тихиро на протяжении всего времени ее пребывания в мире духов. Хаку также способствует развитию в Тихиро таких черт, как трудолюбие и бесстрашие. Она проходит путь взросления, и на этом пути ее сопровождает белый дракон.
Источники:
Ильязова А. А. Психоаналитическое и антропологическое содержание современного анимационного кино (на примере фильма «унесённые призраками») // Россия и мировые тенденции развития, 2017. С. 39-48.
Костромина А. П. Образ «Безликого» в аниме «Унесенные призраками» // Студент и наука (гуманитарный цикл), 2019. С. 651-655.
Костромина А. П. Образ речного бога – дракона кохакугава в аниме «Унесенные призраками» Хаяо Миядзаки // Студент и наука (гуманитарный цикл), 2020. С. 1296-1301.
Лебедева А.М. Фольклорные прообразы персонажей из анимационного фильма «Унесенные призраками» Хаяо Миядзаки // #ScienceJuice2020, 2021. С. 265-269.