Микото Синкай родился в Японии, в префектуре Нагано, живописное место, рядом с которым вытянулись Японские Альпы. Именно родной край Синкая воплотился в образе плотных облаков, затягивающих небо, в его работах. Облака стали героями всех аниме режиссера. Иногда они безмолвно наблюдают со своей высоты за развитием сюжета, формируя узнаваемый стиль Синкая. Иногда они становятся местом действия — герои летают по небу, с помощью магии или самодельного летающего аппарата, впервые оказываясь не под облаками, а среди них. Облака всегда неповторимы: неприветливые и уносимые ветром; расступающиеся перед яркими лучами солнца; белые и неторопливые; обволакивающие и плотные; а бывает, настолько реалистичные, что хочется ввысь руку протянуть. Облака у Синкая — это не только причина живописных панорам, снега и проливного дождя. Они еще и пропускают сквозь себя косые лучи солнечного света, которые падают в комнату, создавая тени, отливая теплом. Например, этот солнечный отсвет хорошо заметен в аниме «Твое имя». А любоваться облаками особенно приятно в «Дитя погоды» и в «За облаками» (где виновники всех восхищений вынесены в само название).
В аниме Макото Синкая есть место не только природным явлениям и небу, но и созданному человеком, а именно городу. Синкай учился в университете в Токио и жил недалеко от города — в префектуре Сайтама. Отсюда режиссер почерпнул урбанистический бэкграунд и сделал его еще одной своей фишкой. Синкай любит панорамные виды, например, одним из его технических решений является вращение камеры вокруг персонажа, чтобы зритель смог увидеть небеса во всей их масштабности, во всем их величии. Любовь к панорамам заставляет Синкая детально прорисовывать архитектуру городов, даже если это всего лишь фон для сцены с персонажами. Вывески с надписями, огоньки на крышах высотных домов, крошечные люди на остановках, блик солнца на окне здания — обратите внимание насколько живой город у Синкая. Урбанизмом пропитано аниме «Твое имя». Вид на город с высоты птичьего полета открывается и в «Саду изящных слов».
Это главная сюжетоформирующая тема у Макото Синкая во всех его работах, от дебютного полного метра «За облаками» до признанных шедевров «Твое имя» и «Дитя погоды». Расстояние может быть буквальным, как в аниме «5 сантиметров в секунду» и «Голос далекой звезды». А может быть метафоричным, расстоянием между чувствами, как в «Она и ее кот» и «Сад изящных слов». В первом случае, кот влюблен в свою хозяйку и не может ей об этом сказать, во втором — школьник влюблен в женщину старше его. Но, тем не менее, Синкай — романтик, поэтому его истории транслируют идею: ни расстояния, ни время, ни природные катастрофы не смогут победить любовь. Мир Синкая — мир глазами влюбленных, оттого и облака так заметны и так красивы, как и все вокруг, когда ты испытываешь сильные чувства к другому человеку.
Железная дорога собирает все лейтмотивы творчества Синкая воедино. Ведь железная дорогая — не часть города и не часть природы, а нить, проходящая через то и другое, а еще одновременно и часть расстояния, и способ его преодоления. Поезда можно использовать как необходимое средство передвижения из одного пункта в другой («Твое имя»), можно использовать как способ победить расстояние («5 сантиметров в секунду»). Железная дорога может и просто фигурировать как часть жизни героев («Дитя погоды»). Но в сущности это мотив преодоления времени и пространства, еще одно романтическое воплощение обыденной, привычной нам вещи, на которую Синкай заставляет нас посмотреть заново.
Посмотрите аниме Макото Синкая. Затем сядьте в пригородный поезд и насладитесь сначала видами города, а затем природными пейзажами. А потом, возможно, ваш взгляд поднимется выше и вы увидите небо таким, каким его рисует Макото Синкай. Или по-своему, собственным неповторимым взглядом. И тогда, может быть, вы поверите, что ни расстояние, ни время, ничто другое не может победить человеческое чувство.
Напомним, что на нашем Медиапортале вам доступна лекция о Макото Синкае. Вы можете записаться на нее по этой ссылке.