Детектив в Китае, Корее и Японии заимствовал западные традиции, но при этом шел своим путем, обретая индивидуальные черты. Рассказываем про особенности азиатских детективов и советуем, что почитать.
Ранние произведения детективного жанра в Китае описывали работу государственных судей, например, это Судья Бао и Судья Ди, которые занимались решением уголовных дел. В Китае такая литература называлась Гонк-ан и объединяла произведения о криминальных происшествиях. Сюжет начинался с описания преступления, а заканчивался раскрытием дела и наказанием виновных, собственно, так же построен классический детектив (хотя к сегодняшнему дню он имеет достаточно разнообразную сюжетную структуру).
Кстати, этот жанр получил современное воплощение и дошел до российского читателя. Сегодня издательство «Аркадия» выпускает серию под названием «Поднебесный детектив». В эту серию вошли романы-детективы голландского востоковеда и писателя XX века Роберта Ван Гулика о судье Ди и его расследованиях.
Что касается современных китайских произведений детективного жанра, то для них характерно начинать с развязки, которая дает все вводные данные преступления. Правда, они ничуть не помогут вам самостоятельно догадаться, что же произошло, поэтому интерес не отпустит. В современном китайском детективе читателю предоставят много документов, будь то судебные отчеты, письма, послания от преступника, свидетельские показания или показания жертв, выдержки из дневников убитых. Все это позволяет полностью погрузиться в историю. А еще одной из черт китайского детектива является наличие откровенного описания картин преступлений и восточной философии.
Что почитать:
Корейские детективные романы отличаются от китайских. Они опираются на корейскую литературную традицию, тем самым получается следующий микс: помимо увлекательной интриги в романе присутствует жизненная история, очень запутанный сюжет, который держит внимание читателя до конца, в детективах сплетаются занимательность, интрига и высокая мораль, большое внимание также уделяется познанию природы.
У истоков детективного жанра в Корее стоит Ли Хэджо. Писатель работал в разных жанрах, искал новые формы и был назван в свое время новатором. И именно его рассказ «Две нефритовые дудочки» считается первым детективом в корейской литературе, по крайней мере так полагают корейские исследователи, которые не нашли более ранних текстов, соответствующих жанру. Рассказ был опубликован в самом начале XX века. В основе сюжета: детектив, который пытается найти украденную в поезде сумку с деньгами, но грабители ведут его по ложному следу.
Что почитать:
В Японии развитию детективного жанра дали толчок переводы западной литературы. После Второй мировой войны детективный жанр начали называть «литературой дедуктивного рассуждения». А при переводе «дедуктивные рассуждения» с кандзи на английский язык получалось слово «загадка», которое стало использоваться для обозначения детективного жанра.
Многое для популяризации детектива в стране сделал Эдогаву Рампо, чей псевдоним является отсылкой на имя американского писателя Эдгара Алана По. Имя Эдогавы Рампо сегодня носит японская премия в области детективной литературы.
Современный японский детектив прежде всего концентрируется на загадке. Главным героям некогда строить отношения, им надо решать головоломку, поэтому и читатель погружен лишь в произошедшее и распутывание этого трудного, накрепко затянутого узла. Особенности японского образа жизни занимают важную часть детективов. Дела не всегда решаются с помощью логики, иногда у героя происходит озарение. Эти черты можно найти в так называемых хонкаку-детективах, которые полюбились западной аудиторией.
Для тех, кому нравится, когда повествование взывает не только к интеллектуальному напряжению, но и к эмоциям, существует жанр иямису, который обращается к самым актуальным и отвратительным проблемам современного общества.
Что почитать:
Источники: