Главная Статьи История развития манхвы: от карикатур до вебтунов

История развития манхвы: от карикатур до вебтунов

Распространение поп-культуры Южной Кореи по миру получило название «корейская волна» или «халлю». Основной частью волны стали корейская поп-музыка и дорамы, то есть корейские сериалы. Но в контексте современной корейской культуры важно упомянуть и о корейской индустрии комиксов. Рассказываем про манхву и историю ее развития.

 

Цензура и военная пропаганда

Корейские комиксы на Западе называются «манхва». Они имеют собственную богатую историю. Первым появлением комиксов в Корее считается дата: 2 июля 1909 года, когда в газете «Чосон ильбо» появился рисунок — сатирический комикс, напоминающий политические карикатуры. Как и во многих странах, таким образом в прессе выражалась критика правительства, в данном случае японской колониальной политики. Тогда комиксы подверглись цензуре и исчезли со страниц печати.

Следующей важной вехой развития корейских комиксов стала война между севером и югом страны. Манхва в то время была средством военной пропаганды, нацеленной на поднятие боевого духа и привлечение новобранцев для участия в гражданской войне. Кроме того, в журналах публиковались комиксы с приключенческим и юмористическим сюжетами, которые отвлекали аудиторию от ужасов, происходящих в стране.

Манхва стала входить в повседневную жизнь корейцев в 1950-60-е годы, когда по стране начали распространяться Manhwabang, то есть пункты проката комиксов. Количество читателей манхвы выросло, у аудитории появлялись собственные предпочтения, поэтому комиксы стали делиться по жанрам. Например, романтический жанр манхвы стал откликом на востребованность среди читательниц историй о любви.

Поиск идентичности и новые темы

Манхва всегда была отражением культурно-исторических тенденций, происходящих в стране. До 70-х годов она подвергалась цензуре, до читателей чаще всего доходили лишь приключенческие, легкие и исторические жанры. А затем произошло несколько событий, которые повлияли как на всю страну, так и на ее комиксы. Среди них: убийство президента Пак Чон Хи 26 октября 1979 года, переворот 12 декабря 1979 года и приход к власти генерала Чон Ду Хвана, когда было введено военное положение. После этого в стране начался протест против военного правительства, которое игнорировало демократию. Массовый протест был подавлен с помощью сил США и с применением огнестрельного оружия.

Это вылилось в антиамериканские настроения в обществе, следствием которых стал поиск собственной идентичности, возвращение к корейской традиционной культуре, возрождение народного искусства. Художники манхвы также начали искать индивидуальный стиль.

В 1980-е годы появляются специализированные журналы, в которых печатались корейские комиксы. Популярными стали комиксы о спорте. В манхве для женской аудитории зазвучали новые темы. Помимо любовных историй появились комиксы о положении женщины в патриархальном обществе, исторические эпопеи. Манхва для женской аудитории получила название «сунджон».

Появление вебтунов и дорам

В XXI веке корейские комиксы получили новую ветку развития в виде webtoons, то есть цифровых комиксов. Это расширило возможности для авторов комиксов, ведь рисовать и выкладывать вебтуны теперь могу не только профессионалы, но и любители — в собственных блогах. Кроме того, первые вебтуны сыграли важную роль в появлении нового жанра под названием повседневность. Кроме того, это был еще и скачок в социальном аспекте: вебтуны поднимают сложные темы, например, самоубийства, насилие, травля, нищета. Вообще, комиксы в интернет-пространстве отличаются большим жанровым разнообразием.

Интересной особенностью развития корейской манхвы и, в частности, вебтунов стало также появление их экранизаций. Несмотря на то, что в Южной Корее нет такого обширного рынка анимации как в Японии, корейские комиксы также получили выход в киноиндустрию. Множество известных дорам было основано на вебтунах. Например, «Итэвон Класс», «Добро пожаловать», «Мемуарист», «Истинная красота».

© KITSUNE,
2021.
 Все права защищены
cartarrow-up
0
    0
    Корзина
    Корзина пустаВернуться