Главная Статьи Главное о пекинской опере: что такое уфа, эрхуан и грим-маска

Главное о пекинской опере: что такое уфа, эрхуан и грим-маска

Пекинская опера — зрелище невероятной красоты. С 2010 года пекинская опера входит в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Читайте о ее происхождении, особенностях актерского мастерства, декорациях и грим-масках.

Пекинская опера занимает особое место в театральном искусстве Китая, она имеет статус визитной карточки страны. Днем рождения пекинской оперы считается конец XVIII века. Однако театр в Китае развивается задолго до ее появления.

Пекинская опера

Фото: www.hollywoodreporter.com

Театр в Китае имел территориальные особенности, каждый регион привносит что-то свое в это искусство, поэтому можно говорить о региональных разновидностях традиционной оперы. Каждая из них включает в себя те элементы боевых искусств, акробатических трюков, танцев и песен, которые отражали социальные установки и нормы общественной морали конкретного региона. Например, драма «Кай Диао» имеет черты сельских праздников. А вот для оперы Юэ характерны любовные сюжеты и участие в постановках исключительно женщин. Сычуаньская опера отличается большим количество диалогов.

Пекинская же опера известна как «Пин цзюй» и «Цзин си» и исполняется она не только в Пекине, но и по всей стране. В свое время она сформировалась из постоянных интеграций опер разных китайских регионов, поэтому и совместила в себе разные местные народные мелодии. Таким образом, пекинская опера стала своеобразной кульминаций развития народного театрального творчества в Китае. 

Актерское мастерство и пение

В пекинской опере есть два варианта мелодий. Первый вариант называется «си-пи», это взволнованная и живая мелодия. Второй «эрхуан», спокойная и глубокая музыка. Стиль пения в пекинской опере — это «Баньцян». Он основан на четком и симметричном мотивном звучании вверх и вниз.

ЮЭЦИНЬ, ПЕКИНСКАЯ ОПЕРА

Юэцинь. Фото: taobaovlad.ru

Преобладание тех или иных инструментов зависит от того, какие сцены разыгрываются: они бывают разговорными и боевыми. Во время разговорных сцен аккомпанируют оркестровые инструменты, среди них: цзинху (двухструнный смычковый инструмент с высоким регистром), саньсянь (трехструнный щипковый инструмент), юэцинь (четырехструнный щипковый инструмент с круглой декой), флейта ди, суона (китайский кларнет) и др. В боевых сценах доминируют ударные инструменты: гонги, губан, малые гонги, барабаны тан и дарао.

пекинская опера это не только пение, а комплексное исполнительское искусство. Оно сочетает в себе пение, декламацию, представление и боевые искусства. В ней используются классические методы повествования и изображения персонажей.

Программа обучения актеров пекинской оперы включает в себя «сыгун», туда входит мастерство вокала, речитатива, хореографии (включающей в себя акробатику) и боевых искусств, а также уфа — движения рук, губ, глаз, тела и особенности шагов персонажа.

Сценическое пространство и декорации

Сцена в пекинской опере выглядит следующим образом: фоном служит занавес с красочной вышивкой «шоуцзео», также на сцене стоит стол и два стула. Собственно, вот и вся основа для развития действия. Реальных предметов и декораций на сцене минимум, так как они не должны отвлекать зрителей от актерской игры. Для создания художественного пространства на сцене используются нарисованные на ткани декорации, например, горы или город. Кроме того, в пекинской опере используются предметы «дао». Например, актер держит в руке весло, и это означает, что его персонаж плывет по воде. 

Из интересных моментов организации пекинской оперы — это участие в ней работников сцены, «инспекторов». В их обязанности входит перемещать стол и стулья, чтобы давать больше пространства актерам на сцене в определенные моменты, они передают реквизит актерам прямо на сцене, помогают им менять костюмы, а также страхуют, когда актеры выполняют опасные действия. Кажется, что ничего необычного, вот только раньше «инспекторы» можно сказать, были участниками представления и выходили на сцену открыто, вместе с актерами. Но теперь работники сцены делают все эти манипуляции либо за сценой, либо при приглушенном свете. 

Грим-маска

Особое место в пекинской опере занимает грим-маска. Некоторые из персонажей носят маски, которые добавляют в образ символическое значение с помощью своего цвета, знание которого поможет определить главные качества героя. Например, красное лицо у верного и преданного человека, отважного воина. Черную маску надевает бесстрашный, но грубый герой. Желтый цвет маски символизирует бессердечие, синий и зеленый — вспыльчивость и глупость, а белая маска говорит о подлости персонажа. Маски серебристого и золотистого цветов носят духи и боги.

Пекинская опера

Фото: http://china-pictorial.com.cn/

Что касается грима на лице, то сложилась следующая его типизация: «красивый грим», который используется для положительных мужских и женских персонажей; «некрасивый грим» для комических ролей; «особенный грим» — для воинов и воительниц.

Суть «некрасивого грима» заключается в том, чтобы подчеркунть яркий контраст между комичными и серьезными положительными персонажами. Такой грим накладывается ниже, чтобы визуально сократить размеры головы и забавного выражения лица.

Признаки «красивого грима» предполагают акцент на бровях, глазах, губах.  У девушек, например, на контуры век накладывается плотный черный цвет, вытягивающий форму глаз к виску. Губы красят алым цветом. В мужском гриме обязательным является проведение вертикальной красной линии от переносицы до середины лба.

 

Источники:

Мозгот С.А., Ли Ян. Амплуа персонажей в пекинской опере и формы их репрезентации // Культурная жизнь юга России, № 1 (80), 2021. С. 21-27.

У Цзинь. Китайская традиционная национальная опера // Интерактивная наука, № 8 (30), 2018. С. 16-17.

Федотова Н.А., Колпецкая О.Ю. Феномен грим-маски артистов пекинской оперы // Science Time, № 2 (26), 2016. С. 576-581.

Харитонова О.С. Традиционный китайский театр (пекинская опера): культурологический анализ // Современная культурология: проблемы и перспективы, сборник статей молодых ученых. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2019. С. 122-127.

Юй Нань. Пекинская опера как разновидность китайской оперы. Музыка. Педагогика. Культура. Сборник научных и научно-методических статей. Санкт-Петербургское отделение объединения педагогов фортепиано «ЭПТА» («EPTA - RUSSIA» European Piano Teachers Association); Санкт-Петербургский центр развития духовной культуры при поддержке Комитет по культуре Ленинградской области; Санкт-Петербургский государственный институт культуры. Санкт-Петербург, 2020. С. 184-188.

© KITSUNE,
2021.
 Все права защищены
cartarrow-up