Издревле люди объясняли природные явления и другие непонятные им вещи существованием разных созданий и духов, которые постепенно становились частью мифологии и культуры страны. Так, в китайской культуре важное место отведено дракону.
Это мифологическое существо описывается следующим образом: голова верблюда, рога оленя, глаза зайца, туловище змеи, чешуя карпа, когти орла, лапы тигра и уши коровы. Некоторые драконы также имеют крылья.
Дракон в Китае наделен положительными чертами, он несет добро, мир и процветание. Кроме того, в древности дракон был символом императорской власти: на одеждах правителей всегда изображался дракон, а трон императора назывался троном дракона. Самому дракону подвластны все стихии: он может опуститься на морское дно и взлететь ввысь, может вызывать ветер и дождь, гром и молнии. Он также выступает в качестве предка великих императоров.
Драконы отличаются друг от друга по своему предназначению. Тяньлун — небесный дракон, прислуживающий богам; Фуцанлун — дракон, охраняющий драгоценные металлы; Дилун — земляной дракон, управляющий морями; Инлун — отвечает за погодные условия; Чилун — дракон-демон, в подчинении которого находятся горы.
Дракон плотно вошел не только в мифологию, но и в повседневную жизнь китайцев. Сегодня драконы стали постоянными участниками народных праздников Китая. В первую очередь, это праздник Дуань-У. В этот день запускают танцующего дракона и проводят гонки на драконьих лодках. Танец дракона можно увидеть и в праздник фонарей.
В предметах интерьера и архитектуры тоже часто появляется образ дракона, символизирующий счастье и благополучие, а также его сыновей, у каждого из которых своя миссия.
Согласно мифам, китайский дракон имеет девять сыновей. Все они отличаются друг от друга по внешности и функциям, которые они выполняют.
Биси — старший из девяти детей, похож на черепаху. Он очень силен и любит переносить тяжести. От черепахи дракон отличается наличием острейших зубов. Биси часто изображается на монументах, а во время снесения старых городских стен Пекина в основании городских ворот Дунбяньмэнь и Сибяньмэнь были найдены фрагменты изваяния этого дракона. Отсюда пошла легенда, что Пекин стоит на панцире биси. Фигурки с изображением биси принято дарить пожилым людям, потому что, как и черепаха, он может похвастаться даром долголетия.
Цюню — маленький желтый чешуйчатый дракон с рогами, который любит музыку. Его изображают на китайских народных музыкальных инструментах, например, на головках грифов ханьских эрху и хуциня, а также на некоторых музыкальных инструментах тибетцев.
Пулао — морской зверь, похожий на дракона, но меньшего размера. По легенде, пулао жил у моря и очень боялся кита, завидев которого принимался вопить и кричал до тех пор, пока кит не уплывал. Поэтому изображением пулао украшают колокола, которые с помощью этого существа своим громким звоном могли предупредить о появлении врага, а заодно и испугать его.
Чивэнь — полурыба-полудракон, который обладает умением вызывать дождь. Он является распространенным архитектурным элементом: его изображения помещают на конек китайской крыши. А еще считается, что чивэнь любит поедать других существ, и его садят на крышу для того, чтобы он «поедал» дурные вести.
Яцзы — самый жестокий и вздорный из сыновей, любит убивать и драться. Он очень бдительный, наблюдательный, карает тех, кто идет против добродетели. Настоящий воин. Его изображают на рукоятках холодного оружия, обычно пасть яцзы соединяет лезвие и рукоять. Он часто появляется на оружии почетного эскорта или стражей дворцовых покоев.
Биань — зверь, внешне похожий на тигра и любящий… судебные процессы! Дело в том, что биань обладает врожденным чувством справедливости. Его изображения можно часто встретить на тюремных воротах.
Суаньни — существо, похожее на льва, который сидит со скрещенными лапами в позе для медитации. Его можно найти в буддийских храмах. Также его помещают у ног Будды.
Таоте — очень прожорливое создание с огромной пастью. Является символом жадности. Однажды даже умер от переедания! Изображение таоте помещали на сосуды для жертвоприношений.
Цзяоту — зверь в виде морской раковины, которая захлопывается сразу, как кто-то появляется на горизонте цзяоту. Он очень нелюдим и любит покой. Цзяоту стал отличным символом защиты дома от злых духов, поэтому он представлен в виде ручек на дверях и воротах.
Эти девять сыновей дракона имеют настоящую культурную ценность, так как они представляют собой комплекс верований, который складывался на протяжении всей китайской истории.
Источники:
Самарцева Е.А. Образ дракона в китайской мифологии. Наука в мегаполисе Science in a Megapolis. 2020. № 10 (26). С. 5.
Сомкина Н.А. Девять сыновей дракона - феномен китайской. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 8-2. С. 213-218.