Климатические особенности расположения Японии, религиозное мировоззрение японцев и их образ жизни — все это оказало значительное влияние на архитектуру Страны восходящего солнца. Читайте об изгибах японских крыш, дверях из полупрозрачной бумаги, принципе простоты и честности, а также об особом значении пустого пространства в городе и дома.
Дерево. В традиционной японской архитектуре преобладает дерево. Из-за влажности, риска землетрясений и вероятности тайфунов древесина стала наиболее предпочтительным строительным материалом. Она обеспечивала надлежащую вентиляцию для борьбы с неблагоприятными климатическими условиями и обладала необходимой стойкостью.
Крыши. Пышные и вытянутые изгибы крыш стали центральным элементов большинства строений. Широкие карнизы защищают японцев от дождя. Благодаря им японцы могут распахнуть окна и насладиться стуком дождевых капель при этом без риска промокнуть.
Сёдзи и фусума. Сёдзи (подвижные ширмы) и фусума (раздвижные двери) использовались во всех традиционных домах. Оба элемента довольно схожи, но имеют разные функции. Сёдзи — деревянные рамки с полупрозрачной бумагой, пропускающей свет. Бумага фусума же непрозрачна и не пропускает свет. И сёдзи, и фусума используются в качестве внутренних дверей и перегородок для разделения комнат. Их отличие в том, что сёдзи служат только в качестве окон, внешних стен и наружных дверей, поскольку они позволяют свету и теням мерцать в домах, добавляя ощущение уюта.
Энгава и гэнкан. Энгава, японская веранда, ее роль заключается в разделении внутренней части дома от внешнего мира. Дело в том, что японцы чувствуют себя комфортно в закрытых пространствах, но открытые пространства у них вызывают чувство беспокойства. Поэтому пространство отделяющее внешнее от внутреннего так необходимо. А гэнкан — это что-то вроде прихожей, входная зона, расположенная внутри дома перед дверью, в ней обычно оставляют обувь. Гэнкан располагается ниже остальной части дома, чтобы избежать попадания грязи в комнаты.
Природа. Дома и другие строения в японской культуре рассматриваются как часть окружающей среды, природа не приручается, японцы стараются работать в гармонии с ней. Это связано с обожествлением рек, гор, животных, растений и деревьев.
Вытеснение традиций. Когда Япония открылась для остального мира, естественным путем западные архитектурные веяния начали вытеснять многовековые традиции. Расширялись материалы для строительства, использовались бетон и сталь. Крупные официальные и общественные здания строились уже не из дерева, а из армированного кирпича, иногда облицованного камнем, в европейском стиле.
Эклектика. Желание сохранить традиционные архитектурные формы и внедрить новые западные решения породило разного рода эклектику. Конечно, в первую очередь она коснулась больших городов. В XX веке Токио стал сердцем для творческих экспериментов многих архитекторов и инженерных фирм. Деревянные дома сменились небоскребами и торговыми центрами с ярко освещенными мерцающими стеклянными фасадами. Конечно, во многом повлияло Великое землетрясение Канто 1923 года и Вторая мировая война, которые разрушили город.
Простота и честность. Эти принципы выражаются в упоре на простые формы и честном обращении с материалами. Честность в этом контексте означает отсутствие украшательств. Эти идеи веками имели духовное и философское значение в японской синтоистской и буддийской архитектуре.
Еще одна важная черта для японской архитектуры, которую мы решили выделить отдельно, — это наличие больших объемов пустого пространства. Это так называемая зона смыслообразования, куда каждый может вписать свое собственное значение. В синтоизме имелось священное пустое пространство перед храмом, где, как считали люди, обитали боги. В японских городах большое значение имеет символизм пустоты. В них так центрообразующего начала, каким в европейских городах служит, например, ратуша и рыночная площадь. В центре японского города находится дворец императора, но этот дворец закрыт от глаза большим количеством растительности, то есть в сущности это и есть пустота.
Принцип пустоты оказал влияние и на традиционный японский дом. В пустом пространстве обычно висел свиток с буддийским изречением, а на пол ставилась композиция из цветов — икебана. Любой предмет, заключенный в эту пустоту, обретает особый смысл для дома.