Главная Статьи Панды и дипломатия: как милые животные помогают Китаю налаживать связи

Панды и дипломатия: как милые животные помогают Китаю налаживать связи

Каждая страна выбирает свой путь отстаивания собственных интересов и взаимодействия с иными государствами на мировой арене. Китай, например, для этого использует «дипломатию панд» или «панда-дипломатию». Рассказываем, что это и как работает.
 

История «панда-дипломатии»

«Дипломатия панд» не является изобретением современной внешней политики Китая. Согласно японским историческим источникам, еще в 685 г. н. э. императрица У Цетянь подарила японскому императору двух животных в качестве символа взаимопонимания. В современной истории впервые «панда-дипломатию» Китай использовал в 1941 году, когда Сун Мэйлин (бывшая первая леди Китайской Народной Республики, жена Чан Кайши) подарила США от имени правительства пару панд в знак благодарности за помощь в спасении китайских беженцев во время Второй мировой войны.

Затем на регулярной основе Китай стал развивать «панда-дипломатию» во второй половине XX века, когда страна начала дарить панд многим дружественным странам. В период холодной войны редких животных преподносили в дар только странам социалистического лагеря. В 1957 году панду презентовали Советскому Союзу в качестве символа крепких связей.

С 1970-х годов Китай отправляет панд в качестве дипломатического подарка в страны Запада. После приезда в КНР Ричарда Никсона, в то время президента США, в 1972 году, с помощью которого начался диалог между Пекином и Вашингтоном, Америка получила в дар панд. Это закрепило дипломатические отношения между странами и показало, что Китай готов приложить усилия для двустороннего сотрудничества.

«Дипломатия панд»

Всего с 1957 года по 1982 год Китай расстался с 23 пандами, подарив их девяти странам, в том числе Советскому Союзу, Северной Корее, США, Японии, Франции, Великобритании, Мексике, Испании и Германии.

Исследовательница китайской «дипломатии панд» У До пишет, что с 1980-х бамбуковые медведи начали выполнять иную функцию. Если раньше они были символом дружбы и играли роль «дружественного посла», то с тех пор они превратились в «коммерческих консультантов». Изменилась и процедура была запущена программа под названием «Аренда панд». Суть ее следующая. Китай отдает животных в аренду иностранным зоопаркам обычно на 10 лет. Страна, чей зоопарк принимает панду, выплачивает Китаю арендную плату в размере 10 млн долларов. Так панда становится еще и источником привлечения иностранных инвестиций в Поднебесную.

Зачем панды иностранным зоопаркам? Дело в том, что эти редкие животные изучаются там совместно с Китаем, в фокусе внимания их разведение. В данный момент китайские бамбуковые медведи находятся в аренде у 14 зоопарков в 12 странах. А всего 40 китайских панд (включая появившихся на свет не на территории КНР) находятся за границей (данные на 2019 год).

Такая модель «панда-дипломатии» оказалась более эффективной в отношении выживания и размножения самих животных, благодаря исследованиям их численность выросла.

Преимущества «панда-дипломатии»

«Дипломатия панд» — уникальное в мире явление. Эти животные занесены в Красную книгу и являются национальным символом КНР, что усиливает значение такой дипломатии.

«Дипломатия панд»

Преподнесение панд в качестве дипломатического подарка лучше дает понять намерения Китая, ранее совсем непонятной Западу страны, в частности оно выражает долгосрочные и крепкие дружественные отношения между странами. Панда — милое черно-белое животное, которое на фоне нестабильных и сложных международных отношений, на фоне конкуренции и противостояний, демонстрирует мягкость и доброту, а ее окрас, как Инь и Ян, символизирует баланс, мир и гармонию.

Также важно подчеркнуть, что панда помогает в распространении и понимании китайской культуры. К тому же немаловажно, что полученные Китаем деньги от аренды идут на сохранение самих панд в дикой природе и развитие специализированных питомников. Это в свою очередь играет на пользу репутации Китая и характеризует его как ответственную державу, которая вносит вклад в сохранение биологического разнообразия на планете.

Источники

Галимзянова А.К. Панда-дипломатия как инструмент продвижения культуры Китая по всему миру. В книге: Языки и культуры стран Азии и Африки. Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 43-44.

Маркелова А.А. Панда-дипломатия как инструмент народной дипломатии КНР. В сборнике: Приграничный регион в историческом развитии: партнёрство и сотрудничество. Материалы международной научно-практической конференции, посвящённой 80-летию Победы советских и монгольских войск на реке Халхин-Гол. 2019. С. 35-38.

У Д. Китайская "дипломатия панд" и имидж государства. Общество: политика, экономика, право. 2019. № 3 (68). С. 25-28.

© KITSUNE,
2023.
 Все права защищены
Kitsune cartarrow-up
0
    0
    Корзина
    Корзина пустаВернуться